Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Почти каждый человек в какой-то момент становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре с супругом формируются под влиянием множества факторов.
Качество воспитания, сознательное выполнение родительской роли, в свою очередь, определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
В годы глобальных социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране за последние десятилетия, произошло резкое снижение статуса семьи. Институт семьи сегодня переживает глубокий кризис, что является одной из важнейших и актуальных проблем современного общества.
Исходной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, считается семья. Она связана кровными и родственными узами и объединяет супругов, детей и родителей, в том числе два, три, а иногда и четыре поколения одновременно: отца и мать, бабушку и дедушку, внуков и правнуков. Брак двух людей еще не составляет семью: он появляется и укрепляется с рождением детей. Не случайно слово «семья» читается как «семь я». В семью входят старшие и младшие родители, их дети, внуки и правнуки. Таким образом, наличие детей - один из главных признаков семьи. Воспроизводство человеческого рода, деторождение и воспитание являются основными функциями семьи. Предотвращая нарушение связей между поколениями, человечество всегда стремилось иметь больше детей, столько, сколько «Бог пошлет». Такое явление наблюдалось в России как в крестьянских семьях, так и в дворянских, мещанских, купеческих семьях.
Изменения, характерные для современной семьи - феномен «социального сиротства», отсутствие детей в семье, феминизация, ослабление воспитательной роли отца, значительное снижение стабильности семьи и другие явления - привлекают внимание к этой сфере человеческой жизни.
Актуальность работы: семья играет главную роль в формировании нравственных устоев, жизненных принципов ребенка. Семья не подвергается прямой реструктуризации. Процесс морально-психологического обновления семьи более длительный, противоречивый и сложный.
Предмет исследования – процесс формирования личности в семье.
Объектом является семейное воспитание.
Задачи:
изучить характеристики семейной политики;
изучить тенденции современного семейного воспитания;
изучить функции семьи;
изучить виды классификаций семьи;
изучить проблемы семейного воспитания.
1. Характеристика семейной политики
Семейная жизнь характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, экономическими, моральными, психологическими. Каждый этап развития семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные социально значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
1.1 Функции семьи
Функции семьи как основной ячейки общества:
1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений в определенном штате необходимо соответствующее количество детей.
2. Образовательная функция. Передача знаний, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство.
3. Производственно-экономический. Социологи показали, что для того, чтобы полностью избавиться от домашних забот, потребуется дополнительно 40-45 миллионов человек.
4. Организация досуга или семейного общения, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы.
Функции семьи по отношению к человеку:
1. Супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они дополняют друг друга.
2. Родительская функция. Семья обеспечивает все необходимое для гармонии в жизни, чтобы скрасить жизнь родителей в старости.
3. Организация повседневной жизни. Семейная жизнь наиболее комфортна в психологическом смысле.
Семьи всех сословий традиционно проявляли большую заботу о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай, как я», то есть в основу семейного воспитания ставился авторитет родителей, их поступки и деяния, семейные традиции. Прежде всего, отец, глава семьи, выступал в качестве модели. Его пример, как правило, был образцом для подражания для мальчиков, девочки чаще учились вместе с матерью.
1.2 Основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
Поскольку крестьянские семьи часто посещали различные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть, дети теряли родителей и оставались сиротами. Тогда воспитанием детей занимался весь мир, община, а иногда и совершенно посторонние люди, которым сирот отдавали в ученики. В то же время народная педагогика четко работала со всеми традиционными правилами и четким представлением о добре и зле, допустимом и запретном, допустимом и невозможном.
В знатных и богатых семьях воспитанием занимались няньки и няни «Арина Родионовна», «Ванька, Васька, Захарки», приставленные к маленькому хозяину в услужение. Русские прививали любовь к родной земле, родной природе, русской речи, воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве.
Подрастающие дети были переданы на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, немецким боннам, которые обучали правилам хорошего тона, светским манерам. В общем, в феномене губернаторства есть глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читает незнакомый человек, которого можно невзлюбить за постоянные замечания, над которым можно подшутить, подразнить. Родители, с другой стороны, наделяют благородных детей любовью, положительными эмоциями, поэтому дети всегда вспоминают о них с обожанием и глубоким уважением.
Как правило, в разные исторические периоды, при разном общественном устройстве концепция семейной педагогики, ее научные основы и основные направления оставались неизменными. Они включали в себя общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным. Семейное воспитание основывалось на авторитете родителей, семейных и общественных традициях.
Первые требования к личности и поведению человека, как результат семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и т.д.
Мы встречаем концепцию семейной педагогики в различных словесных изложениях. Смысл этого всегда был один и тот же: создание системы образования, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.
Бережное отношение к детям, к личности ребенка и ответственность родителей за него были подтверждены евангельским положением о том, что в первые семь лет жизни детей родители несут ответственность за их грехи.
На рубеже XIX-XX веков модель традиционной патриархальной семьи существенно изменилась. Социальные и политические конфликты приводили к внутрисемейным противоречиям, когда члены одной семьи оказывались в разных идеологических лагерях и исповедовали разную мораль. Уровень престижа главы семьи, отца, значительно снизился.
После революции 1917 года воспитание детей было объявлено государственным делом, и семья еще больше утратила свое значение в воспитании детей. Родители определили новорожденного ребенка в ясли, затем в детский сад, затем в школу продленного дня или школу-интернат. Ребенок рос, таким образом, переходя из одного учебного заведения в другое. Его свободное время также было разделено между музыкальной или спортивной школами, станцией юного техника или юного натуралиста и т.д. Даже летние каникулы проводились вдали от семьи, под педагогическим руководством воспитателей и пионервожатых в трудовых и пионерских лагерях, походах и экскурсионных поездках. В результате то, что считалось социальным достижением, государственно-общественная забота о детях обернулась значительным ослаблением семейного воспитания и снижением уровня влияния родителей на детей. Родители сохранили только, и то лишь частично, заботу о питании детей, об их одежде, о физическом здоровье.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика // Ю.С. Азаров — Новосибирск: САФБД, 2008, 260 с.
2. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания // Ш.А. Амонашвили - Москва: Свет, 2017, 165 c.
3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе // Ш.А. Амонашвили – Москва: Амрита-Русь, 2019, 740 c.
4. Бим-Бад Б.М. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография // Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров – Москва: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010, 337 с.
5. Бланк Г.Б. Мысли о начальном воспитании или семейная школа // Г. Б. Бланк – Москва: Книга по Требованию, 2019, 874 c.
6. Боулби Д. Привязанность // Д. Боулби – Москва: Гардарики, 2012.
7. Бхагаван Ш.С. О семье и воспитании. Ведические правила семейной жизни // Ш.С. Бхагаван – Москва: Амрита-Русь, 2017, 874 c.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников // А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман – Москва: Владос-Пресс, 2013.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие // Л.С. Выготский — Москва: Академия, 2006, 512 с.
10. Игнатова И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребёнком // И. Игнатова – Москва: 2008, 22 – 28 с.
11. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания // П.Ф. Каптерев – Москва: Карапуз, 2015, 796 c.
12. Лихачев Б.П. Педагогика: курс лекций // Б.П. Лихачев – Москва: 2004.
13. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник // Н.Г. Милорадова – Москва: Гардарики, 2011.
14. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений // Е.В. Молчанова – Москва: 2014.
15. Овчарова Р.В. Психология родительства // Р.В. Овчарова — Москва: Академия, 2011, 368 с.
16. Омарова П.О. Семья как институт социализации и воспитания // П.О. Омарова, З.З. Гасанова – Москва: 2010.
17. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников // Л.Ф. Островская – Москва: Просвещение, 2020, 160 c.
18. Першина Л.А. Возрастная психология // Л.А. Першина – Москва: Академический проект, 2005, 79 с.
19. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс // И.П. Подласый – Москва: Владос, 2002.
20. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Е.О. Смирнова – Москва: 2012.
21. Фрейд А. Детский психоанализ // А. Фрейд – Санкт-Петербург: Питер, 2010.
22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие // И.Ф. Харламов – Москва: Гардарики, 2003.
23. Холматов Э.С. Роль семьи в воспитании молодёжи // Э.С. Холматов – Москва: 2011, 78 – 80 с.
24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи // Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис – Санкт-Петербург: Питер, 2011.